Информационная
карта на учителя русского языка и литературы
Красноярской средней школы №1 г. Кокшетау
Усманову Гульнару Жаксимбаевну.
1. Преподаватель: Усманова Гульнара тЖаксимбаевна , учитель Красноярской средней школы №1 г. Кокшетау, стаж 26 лет, категория – высшая.
2.Тема опыта: РУССКИЙ ЯЗЫК БЕЗ РЕПЕТИТОРА «К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ» Учебное пособие в 2 частях.Орфография. Пунктуация
3.Основное содержание опыта:
Основное предназначение пособия состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующего интеграции знаний из области русской орфографии и пунктуации. То есть, в основе работы лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В пособии проанализированы часто встречающиеся ошибки, учтены наиболее спорные и трудные случаи, с которыми учащиеся могут столкнуться в процессе обучения.
Актуальность работы.
Модернизация системы образования, которая проводится в нашей стране, связана прежде всего с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникативно компетентных и творчески мыслящих специалистов.
Президент РК Н.А. Назарбаев в своем Послании отметил, что в Казахстане стратегической задачей образования является знание трех
языков, прежде всего, казахского как государственного, русского и английского как рабочих языков ООН.
В связи с этим, необходимо учитывать роль русского языка в языковом образовании учащихся национальных школ. В современной школе главнейшей задачей обучения русскому языку является - формирование орфографической и пунктуационной грамотности, что является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
В следствие того, что пособие предназначено для самостоятельной работы, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
При составлении пособия преследовались следующие цели:
помочь учащимся 8-11 классов разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизировать знания учащихся, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической и пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими русским языком.
Основные образовательные задачи :
-расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
-повысить уровень логического и креативного мышления учащихся;
-создать условия для формирования языковой компетенции:
- формировать у школьников способность к самостоятельной познавательной деятельности, самостоятельному приобретению знаний.
Развивающие задачи :
-совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
-способствовать эффективной подготовке обучающихся к ЕНТ
Практическая значимость Целью образования на современном этапе становятся не просто знания, но и формирование ключевых компетенций, которые должны вооружить молодежь для дальнейшей жизни в обществе. Советом Европы выделено пять базовых компетенций, необходимых сегодня любому специалисту. Среди них — умение устно и письменно общаться, что, естественно, предполагает владение несколькими языками. Для учащихся
национальных школ наряду с казахским языком, имеющим статус государственного и английским, важным средством в этом деле, несомненно, выступает русский — язык межнационального общения. Грамотное владение этим языком поможет учащимся приобщиться к универсальным, глобальным ценностям, сформирует у подростков умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве.
Ожидаемый результат
Ищущий, коммуникабельный, конкурентноспособный выпускник, умеющий творчески мыслить и проектировать свою деятельность.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над развитием орфографической и пунктуационной грамотности на уроках русского языка.
Пособие имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у учащихся учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка.
Каждый из разделов («Орфография», «Пунктуация») включает в себя краткое изложение основных правил русского правописания и пунктуации, комментарии к наиболее сложным, вызывающим затруднение случаям, а также разнообразные упражнения тренировочного и обобщающего характера. Большинство правил подобраны в расчете на самостоятельное изучение материала. Необходимые теоретические сведения сопровождаются примерами, взятыми из произведений русской классической литературы. Дополнительные рекомендации позволяют
предупредить типичные орфографические и пунктуационные ошибки.
§15. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ
Правила. 1. В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов І спряжения, пишутся суффиксы –УЩ-, -ЮЩ- : режущий м(резать, І спр.) бегущий (бежать, І спр), и –АЩ-, -ЯЩ- у причастий , образованных от глаголов ІІ спряжения: значащий (значить, ІІ спр.), зависящий
(зависеть, ІІ спр.).
В страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов І спряжения, пишется суффикс – ЕМ- (читаемый ), у причастий , образованных от глаголов ІІ спряжения – ИМ- (слышимый).
Обратите внимание: обстрелянный, расстрелянный- причастия, образованные от глагола расстрелять, застреленный – о глагола застрелить; выкаченная из подвала бочка (выкатить), выкачанная из подвала вода (выкачать), замещенный цементный раствор (замесить), замешанный в преступлении человек (замешать, вовлечь).
Упражнение 36. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Колыш...щиеся от ветра деревья, завис...щий от нас, загоня...щие зайца собаки, пыш..щее здоровьем лицо, леч..щий врач, бор..щиеся за мир, мел..щая кофе машина, маш... щая крыльями мельница, дорогосто...щее изделие, стро...щийся гараж, дремл..щий великан, движ...щийся поезд, колебл...щаяся гирлянда, кол...щий предмет.
§16. ПРАВОПИСАНИЕ НН и Н В ПРИЧАСТИЯХ и ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Правило. В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется два Н, в кратких- одно:
восстановленные заводы – заводы восстановлены. В кратких прилагательных сохраняется правописание двух Н: ценная книга – книга ценна.
Обратите внимание: Интересы обывателей были ограничены узким кругом повседневных забот ( в предложении краткое причастие ограничены
выступает в роли именной части составного сказуемого).
Их взгляды ограниченны ( в предложении ограниченны – краткое прилагательное – выступает в значении «узки», «недалеки»).
Примечание. В существительных, образованных при помощи суффиксов -ИК- или –ИЦ-, пишется столько Н , сколько их было в причастии
или отглагольном прилагательном, например, посланник – от посланный, путаница – от путаный.
Запомните правописание существительного труженик.
Упражнение39. Составьте предложения с каждым из слов, образующих пару.
Воспитанны-воспитаны; выдержанны- выдержаны; взволнованно – взволновано; рассеянна –рассеяна.
§ 5. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Правила. 1. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов , то перед ними ставится двоеточие:
Все было серое: небо, дым над крышами, самый воздух (Пауст.).
Если после обобщающего слова стоят слова (как-то, а именно, то есть, например), то перед ними ставится запятая , а после них двоеточие:
Острогою бьется крупная рыба, как-то : щуки, сомы, судаки (Акс.). Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая , бани (Т.).
2.Если обобщающее слово стоит после однородных членов , то после них ставится тире:
Спереди, сзади, с боков –всюду стояли красноватые сосны (М.Г.).
Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом , одним словом и т.п.) , то перед ним ставится тире, а после него – запятая:
Паруса, мачты, орудия , человеческие фигуры – словом, все теперь мгновенно вырезывалось на прозрачном воздухе ясными и рельефными формами и очертаниями (Стан.).
3.Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , а после них предложение продолжается , то перед однородными членами ставится двоеточие , а после них перед остальной частью предложения ставится тире:
Вся эта картина: легкий туман, сизоватые дали, красный шар в небе и сотканные из белого пуха деревья – была зрелищем поразительным (Шишк.).
Упраженеие 7. Перепишите , расставляя знаки препинания .
1. Ни знатный род ни красота ни богатство ничто беды не может миновать (П.). 2. Аутром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы торчащие из- под снега (Пауст.). 3. В начале июля часто шли необычные для лета дожди: тихие по – осеннему смирные без гроз без ветра (Шол.). 4. Зеленые берега зеленые деревья все пропало (Акс.). 5. Посаженные заботливыми родственниками деревца клен тополь акация а также дикорастущий терн зеленели приветливо и свежо. (Шол.). 6. Хорь понимал действительность то есть обстроился накопил деньжонку ладил с барином и с прочими властями (Т.). 7. Я дружбу испытал горем войной холодом жаждой тем чем надо (Долм). 8. Нефть и газ уголь и калийные соли железные руды бокситы золото словом все эти огромные богатства таит в себе земля. (Лип.). 9. Каждое слово учителя каждая буква показанная им все для меня было свято (Айтм.).
Упражнение 8. Объясните и исправьте ошибки в употреблении однородных членов предложения . Перепишите предложения в исправленном виде.
1.Старший брат был высокий и красив. 2. На оккупированной территории молодежь взялась за создание партизанских отрядов вести подпольную работу в тылу врага. 3. Сатирики разоблачают невежу грубость алчность эгоизм. 4. Отец любил шахматную игру и ловить рыбу. 5. Артем – старший брат Павла и железнодорожный рабочий.
Упраженеие 9 Взаимодиктант.
Продиктуйте текст товарищу , а затем под его диктовку напишите сами. Сверьте написанное с текстом . Объясните постановку
знаков препинания .
И какой же русский не любит быстрой езды ? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе , и сам летишь , и все летит: летят
версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком , летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль , и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье , где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головой, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся неподвижны. И не хитрый , кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопнвй мужик. Не в немецких ботфортах ямщик : борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал , да замахнулся, да заитянулся, да затянул песню- кони вихрем... . И вот уже видно вдали , как что-то пылит и сверлит воздух.
Пособие рекомендуется учащимся средних учебных заведений для подготовки к ЕНТ, абитуриентам, а также всем желающим выработать или
закрепить навыки русской орфографии и пунктуации
Результативность и эффективность опыта работы:
1. Самые прочные знания ученик получает тогда, когда самостоятельно разберется во всех тонкостях изучаемой темы
2. Развивает внимание,, память, логику при работе по орфографии и пунктуации.
3.Качество обученности учеников становится значительно выше.
4.Экономится время. Освобождённая часть времени тратится на многократное повторение, практические задания.
3.Время на подготовку домашнего задания сокращается, так как основная нагрузка (углубление, практические задания) выполняется на уроках. Отсюда снижается перегрузка учеников.
4.У значительной части учеников меняется мотивация учения (учусь, так как интересно, учиться побуждает ответственность перед своим напарником, хочется проверить свои силы и так далее).
5. Способствует не только формированию прочных навыков грамотного письма , а также дисциплинирует учащихся, способствуя устойчивости внимания, что немало важно при подготовке к различным контрольным работам, позволяет нам выйти на более высокий качественный уровень обучения грамотности.
6.Работает на подготовку к различным итоговым контрольным
7.Позволяет реализовать развивающий аспект обучения всех учащихся с разным уровнем способностей и подготовки.
8. Формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.
4.Кто и когда изучал опыт: Абдрахманова З.Е.,Жексенбаева Г.К., Дуйсенова К.К., Мугжанова А.Д. учителя русского языка и литературы, ознакомились с опытом работы и разработанным учебным пособием.
5.Решение об обобщенном опыте: внедрение через выступления на заседаниях МО, научно-практических конференциях, городских и областных семинарах, издание брошюры с обобщением опыта, размещением материалов обобщения на школьном и персональном сайтах. Решение и рекомендации методического совета школы от 7 сентября 2016 года Протокол №1 .
6.Форма защиты:
творческий отчет – выступление на заседании ШМО, МС, городском семинаре учителей русского языка и литературы, выступление на августовской конференции -2016 год.
7.Наличие обобщенного материала:
- Учебное пособие в 2-х частях
- Бронзовый сертификат на Ярмарке инновационных идей 2012г
- Серебряный сертификат на Ярмарке инновационных идей 2016г
- Статья «К вопросу о некоторых трудностях в употреблении падежных окончаний имен существительных» в Республиканском научно- методическом журнале «Мұғалім .КZ» Русский язык и литература .
8. Поощрения преподавателя по результатам обобщения:
Благодарственное письмо Управления образования Акмолинской области за изначительный вклад в развитие одаренных детей, успехи в деле обучение и воспитания подрастающего поколения, профессиональное мастерство и достигнутые результаты в работе.
9.Проверка эффективности опыта: учащиеся успешно сдают ЕНТ по русскому языку подтверждают свои качественные знания по предметам. Успешно обучаются в вузах, на «отлично» и «хорошо» сдают государственные экзамены по предмету «Русский язык ». Учащиеся успешно участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.
10. Последователи: Абдрахманова З.Е., Дуйсенова К.К., Мугжанова А.Д., Жексенбаевна Г.К.